Mеню

Доклад о социально-экономическом положении района

ИНФОРМАЦИЯ О СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПОЛОЖЕНИИ УСТЬ-КУБИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА 

 

АННОТАЦИЯ

 

Стратегическая цель социально-экономического развития района:

реализация политики народосбережения путем сохранения демографического потенциала и развития человеческого капитала за счет конкурентоспособности, повышения инвестиционной привлекательности района, развития предпринимательства и формирования пространства развития человека.

Основными задачами Главы района и администрации района являются:

- эффективное исполнение полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных в соответствии с действующим законодательством;

- эффективное управление и распоряжение муниципальным имуществом;

- повышение качества жизни населения района;

- сохранение природных богатств района;

- сохранение духовных и культурных традиций.

Несмотря на непростую финансово-экономическую ситуацию в 2016 году, во всех сферах экономики района имеются положительные моменты:

 за 9 месяцев 2016 года среднемесячная заработная плата выросла по сравнению с аналогичным периодом 2015 года на 2,2% и составила 23029 рублей;

 отсутствует задолженность по заработной плате;

 сохраняется стабильная ситуация на рынке труда района. Уровень официально зарегистрированной безработицы составил всего 1,1%;

 индекс физического объема промышленной продукции - 106,0% к уровню соответствующего периода прошлого года;

 на 1 октября 2016 года поголовье крупного рогатого скота составило 1975, из них 893 коров.

 средний надой, полученный за 9 месяцев 2016 года, - 3857 кг (+ 442 кг к аналогичному периоду прошлого года);

 за отчетный период количество субъектов малого предпринимательства увеличилось на 4,4%;

 за 9 месяцев 2016 года введено 3286 кв. м общей площади жилых домов. Более 400 индивидуальных жилых домов находится в стадии строительства.

 реализована программа «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья»;

 сохранена сеть учреждений социальной сферы;

 продолжается газификация населенных пунктов на газопроводе «п. Высокое-д. Сверчково». Произведен пуск газа на второй очереди газопровода п. Высокое. Проведены работы по расширению сетей газоснабжения в с. Устье, построено новых сетей 2,8 км. Подведены газопроводы-вводы более чем к 30 домам, газ подан в 8 домовладений;

 в рамках программы «Устойчивое развитие сельских территорий» обустроены детские площадки в с. Устье, д. Дешевихе;

 в рамках проекта «Народный бюджет» обустроена детская игровая площадка в д. Марковской, ведутся работы по реконструкции хоккейного корта в с. Устье;

 за счет средств дорожного фонда проведена реконструкция улицы Береговая в с. Устье, отремонтированы дороги с твердым покрытием в с. Устье.

 

Для достижения стратегической цели администрация района в 2017 году сосредоточит свои усилия на следующих направлениях:

• Развитие инвестиционной привлекательности района, ведение инвестиционной политики, направленной на создание максимально комфортных условий развития бизнеса, формирование эффективной системы привлечения инвестиций и сопровождения инвестиционных проектов, обеспечение экономического роста, повышение уровня жизни населения, выравнивание социально-экономического уровня сельских поселений.

• Развитие рынка труда, снижение неформальной занятости населения.

• Всестороннее содействие сохранению и развитию сельскохозяйственного производства как базовой отрасли экономики района.

• Поддержка развития малого и среднего предпринимательства.

• Создание условий для улучшения демографической ситуации.

• Развитие социокультурного потенциала (культурного, духовного потенциала, развития спорта и спортивной инфраструктуры).

• Снижение уровня дотационности бюджета района.

Публичный доклад о результатах деятельности Главы Усть-Кубинского муниципального района представлен населению для ознакомления с целью повышения эффективности, открытости и доступности органов местного самоуправления района. Информация, представленная в докладе, отражает состояние экономики и социальной сферы за 2016 год и основные направления социально-экономического развития на 2017 год.

 

АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ

 

Усть-Кубинский муниципальный район расположен в центральной части Вологодской области. На севере граничит с Вожегодским районом, на востоке – с Харовским, на западе – с Вологодским и Кирилловским, на юге и юго-востоке - с Сокольским районом. Граница с Вологодским районом проходит в основном по акватории Кубенского озера.

Площадь территории Усть-Кубинского района составляет 2,44 тыс. кв. км (244 394 га), что составляет 1,7% от общей площади Вологодской области. Протяженность района с севера на юг - 85 км, с запада на восток - 43 км.

В состав района входят 4 сельских поселения, 268 населенных пунктов.

 

• Социально-демографическая ситуация

Численность постоянно проживающего населения в районе по состоянию на 1 января 2016 года составила 7875 человек. Все население района считается сельским.

Демографическая ситуация района, как и в целом по области, характеризуется сокращением численности населения в силу его естественной убыли и миграционных процессов.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области за 9 месяцев 2016 года в районе родилось 53 ребенка, что составляет 82% к аналогичному периоду прошлого года. Количество умерших - 111 человек или 88% к соответствующему периоду 2015 года. Естественная убыль населения за 9 месяцев 2016 года составила 58 человек, миграционный прирост - 105 человек.

Трудоспособное население составляет 3744 человек (47,5%), дети и подростки - 1406 человека (17,9%), лица старше трудоспособного возраста – 2725 человека (34,6 %).

Высшее и неполное высшее образование имеют 12,4% населения, среднее и начальное профессиональное – 40,1%, среднее и основное общее – 36,1%, начальное общее – 10%, не имеют начального общего образования – 1,4% населения.

Среднесписочная численность работников крупных и средних организаций района - 954 человека. Большинство трудятся в таких отраслях, как здравоохранение и предоставление социальных услуг, образование и государственное управление.

Основным показателем уровня жизни населения является среднемесячный размер заработной платы. За 9 месяцев 2016 года среднемесячная номинальная заработная плата (без учета организаций малого предпринимательства) составила 23029 рублей.

 

Среднемесячная заработная плата, руб.

Среднемесячная заработная плата по отраслям:

- сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство – 16786 рубля;

- производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 33734 рубля;

- оптовая и розничная торговля – 19315 рубля;

- финансовая деятельность – 23836 рублей;

- операции с недвижимым имуществом – 25302 рублей;

- государственное управление – 29471 рублей;

- образование – 20553 рублей;

- здравоохранение и предоставление социальных услуг – 16811 рублей;

- предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг – 18755 рублей.

Сохраняется стабильная ситуация на рынке труда. За январь-сентябрь 2016 года численность граждан, состоящих на учете в службе занятости населения, составила 45 человек или 73,3% к соответствующему периоду 2015 года. Уровень официально зарегистрированной безработицы - 1,0%. Заявленная потребность в работниках организациями района – 60 вакансий.

Несмотря на положительные моменты в социально-демографической ситуации: низкий уровень безработицы, повышение средней заработной платы, существует ряд проблем, нарастание которых происходит из года в год:

- снижение численности населения района;

- дефицит кадров.

 

• Экономический потенциал

 

Промышленность

На территории района на 1 октября 2016 года зарегистрировано 77 юридических лиц и 133 индивидуальных предпринимателей. Промышленность в районе представлена следующими отраслями: электро-теплоэнергетика, пищевая, лесная и деревообрабатывающая. Большинство предприятий являются субъектами малого предпринимательства.

В промышленности района наблюдается увеличение объемов производства. Объем промышленной продукции за 9 месяцев 2016 года составил 11157 тыс. рублей.

В отрасли пищевой промышленности СППК «Возрождение» увеличивает объемы производства хлебобулочных изделий. За 9 месяцев 2016 года объем продукции (хлеб, пироги, сухари, печенье) составил 311 тонн (293 тонны - в 2015 году). Продукция предприятия пользуется большим спросом у населения и реализуется не только в торговых точках нашего района, но и за его пределами.

Добычу полезных ископаемых осуществляли ООО «Дорстрой» и Усть-Кубинское ДРСУ ООО «Вологдаавтодор», ООО «Карьер угол» и ИП Тренина А.Н.

В лесопромышленном комплексе в 2016 году осуществляли деятельность 12 предприятий и 18 индивидуальных предпринимателей. Наиболее крупными являются ООО «Устьедрев», ООО «Хвоя»,ООО «Балкас», ИП Карамов А.С.

Производство и распределение теплоэнергии осуществляют ООО «Устье-Теплосеть» и ООО «ЖилКомСервис».

 

Сельское хозяйство и рыболовство

Сельское хозяйство в Усть-Кубинском районе является одной из базовых отраслей экономики. В состав агропромышленного комплекса Усть-Кубинского района входят ООО «Заря», ООО «Александрополъ», отделение «Устье» ОАО «Вологодский картофель», СПКСК «Взаимный кредит», СППК «Возрождение», ИП Глава КФХ Варганова Н.А., ИП Глава КФХ Плешков А.Ю., Глава КФХ Абдыкаимова Ф.К. Основное направление сельскохозяйственного производства – молочное животноводство.

В 2016 году в рамках программы «Поддержка начинающих фермеров Вологодской области на 2014-2020 годы» глава КФХ Варганова Наталья Александровна (Троицкое сельское поселение) получила грант из областного бюджета на реализацию проекта по развитию мясного животноводства в размере 945,00 тыс. рублей. Поголовье составляет 26 голов КРС, в том числе 2 коровы, а также 5 овец, 15 птиц.

В хозяйствах района выращивают зерновые культуры и картофель.

В 2016 году сельхозтоваропроизводители района провели весенне-полевые работы на площади 4079 га (в 2015 году - на 4211 га). Яровыми зерновыми культурами занято 3844 га (97,2 % к уровню 2015 года), картофелем - 40 га (66,7 % к уровню 2015 года), однолетними травами - 195 га. Заготовлено сена 700 тонн (в 2015 году - 600 тонн), зеленой массы - 24473 тонн (в 2015 году - 20000 тонн). Зерновые культуры убраны с площади 3423 га, намолочено 4581 тонн зерна при урожайности 13,4 ц/га. Вспахано зяби 2410 га. Наивысшая урожайность получена в отделении Устье ОАО «Вологодский картофель» - 17,7 ц/га. Картофель убран с площади 40 га. Валовый сбор составил 849 тонн (урожайность - 212,2 ц/га).

Поголовье крупного рогатого скота на 1 октября 2016 года составило 1975 голов (-508 голов к уровню 2015 года), в т.ч. коров - 893 (-422) головы. Средний надой на 1 фуражную корову, полученный за 9 месяцев текущего года, составил 3857 кг (+ 442 кг к аналогичному периоду прошлого года). Валовое производство молока по району составляет 4104 тонны, что на 9% ниже уровня 2015 года. По району реализовано молока в зачетном весе 3887 тонн, уровень товарности составил 89%.

Несмотря на сложное финансовое положение, сельхозпредприятия района вкладывают денежные средства в реконструкцию и модернизацию объектов производства. В 2016 году закончена реконструкция двух телятников на 400 скотомест. Объем капиталовложений составил 22 млн. рублей. Реализация данного инвестиционного проекта позволит предприятию увеличить поголовье крупного рогатого скота, производство и реализацию молока. В текущем году ООО «Заря» приобрело сельскохозяйственной техники на сумму более 15 млн. руб.

За 9 месяцев 2016 года предприятия агропромышленного комплекса района

Основные проблемы, которые сдерживают эффективное развитие сельскохозяйственного производства в районе, - диспаритет цен на сельхозпродукцию и энергоносители, старение всех категорий работников, занятых в сельскохозяйственном производстве; различие уровня жизни работников сельского хозяйства и других отраслей. Данные проблемы провоцируют отток кадров в другие отрасли, а так же миграцию населения в город.

Участниками федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» в 2016 году стали 8 семей. Освоено бюджетных средств в сумме 8682 тыс. руб., в том числе из федерального бюджета – 4033 тыс. руб., областного – 4214 тыс. руб., бюджета района – 443 тыс. руб.

В рамках мероприятий по грантовой поддержке местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, в 2016 году в Усть-Кубинском районе были реализованы 3 общественно значимых проекта:

- создание музея «Под звон коклюшек» в с. Заднее;

- детская игровая площадка «Счастливое детство» в с. Устье;

- зона отдыха «Медовая деревня Дешевиха» в д. Дешевихе.

Объем финансирования данных мероприятий составил 1469 тыс. рублей, в том числе из федерального бюджета выделено 418 тыс. рублей, из областного – 462 тыс. рублей, местных бюджетов – 154 тыс. рублей, внебюджетные источники – 433 тыс. рублей.

 

Торговля и общественное питание

Наиболее активно малый бизнес развивается в сфере потребительского рынка. В районе потребительский рынок представлен сетью объектов розничной торговли, состоящей из 80 магазинов, сетью предприятий общественного питания - 7 объектов, предприятиями, оказывающими платные услуги населению - 27 объектов.

Структура торговой сети характеризуется преобладанием непродовольственных магазинов и магазинов, реализующих смешанный ассортимент, они составляют 78% , продовольственные - 18%, мелкорозничные - 4%. Площадь торговых залов составляет 4639 квадратных метра.

Оборот розничной торговли в январе-сентябре 2016 года в сопоставимых ценах составил 431147 тыс. рублей, или 90% к аналогичному периоду 2015 года. Оборот продовольственных товаров, включая напитки и табачные изделия, составил 323109 тыс. рублей, непродовольственных – 108038 тыс. рублей. Удельный вес оборота продовольственных товаров в общем объеме товарооборота равен 74%. Оборот общественного питания за 9 месяцев 2016 года составил 12152 рублей и составил 88% к аналогичному периоду 2015 года. Бизнесом реализовано платных услуг населению района на 80756 тыс. рублей или 97% к уровню аналогичного периода 2015 года. В 2016 году район стал участником проекта «Карта «Забота». Предприниматели вступают в ряды участников данного проекта.

 

Малый бизнес

Основными направлениями деятельности малого и среднего предпринимательства является торгово-закупочная, сельскохозяйственное производство, заготовка и переработка древесины, хлебопечение, выработка тепловой энергии.

В малом бизнесе трудоустроено 1570 человек.

В целях создания благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства на территории района реализуется целевая муниципальная программа «Развитие и поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства Усть-Кубинского муниципального района на 2015-2020 годы». Программа предусматривает имущественную, консультативную, информационную и финансовую поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства района.

С целью взаимодействия органов местного самоуправления с субъектами малого и среднего предпринимательства создан координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства. Для содействия продвижению товаров местных производителей предприятия и индивидуальные предприятия привлекаются к участию в районных, областных выставках, ярмарках, конкурсах.

 

Туризм

Работа администрации района по созданию условий для развития туризма в 2016 году была направлена на сохранение интереса к туристским возможностям сельских поселений. В 2015-ом и 2016 годах Усть-Кубинский район успешно участвовал в областных конкурсах туристских объектов «Вологодчина: Сокровища Русского Севера». Победителем конкурса 2015 года стал Спасо- Каменный монастырь, объект культурного наследия федерального значения. Району был выделен грант Вологодского областного отделения Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество». За счет гранта в 2016 году на острове были установлены 2 баннера со схемой расположения объектов и исторической справкой на русском и английском языках. Туристские возможности района были представлены на первой городской специализированной выставке-ярмарке «50+ Старшее поколение», организованной Вологодской торгово-промышленной палатой, и на 15-ой межрегиональной выставке туристского сервиса и технологий гостеприимства «Ворота Севера» в г. Вологде.

В рамках ежегодного праздника - Дня Усть-Кубнского района - в 2016 году в селе Устье состоялась 5-ая районная туристская выставка «Торговая дорога», которая стала одним из самых привлекательных объектов праздника.

В 2016 году была продолжена работа по созданию благоприятных условий для развития туризма в с. Заднее. За счет средств федерального, областного и местного бюджетов, добровольных пожертвований и частного бизнеса в селе были созданы 3 новых объекта туристского показа. Основой развития туризма является местная история и инициативы граждан. Опыт взаимодействия малого бизнеса в сохранении сельских территорий на основе развития несельскохозяйственных видов деятельности был представлен на первом районном Дне предпринимателя.

В 2016 году в районе было проведено 12 событийных мероприятий-ярмарок, праздников сел и деревень. Постоянство проведения и содержание праздников традиционно привлекают в район туристов и экскурсантов, ежегодно увеличивается количество туристов и экскурсантов. В целом району удается сохранить интерес посетителей.

 

Инвестиции

По итогам 2016 года прогнозируется увеличение инвестиций в экономику района в сравнении с 2015 годом. За январь-июнь 2016 года инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования составили 35879 тыс. рублей: 98,5% - привлеченные бюджетные средства, 23% - средства федерального бюджета, 74,2% - средства областного бюджета, 2,8% - средства местного бюджета. Основной объем инвестиций – 98,5% - направлен на операции с недвижимым имуществом.

В целях повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления по созданию благоприятных условий для инвестиционной деятельности осуществляется разработка Стандарта деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в районе. Создан и осуществляет свою деятельность координационный совет по развитию инвестиционного потенциала Усть-Кубинского района. Назначен инвестиционный уполномоченный для взаимодействия с субъектами бизнеса. Для привлечения инвесторов создан и опубликован инвестиционный паспорт района, в котором отражены конкурентные преимущества и перспективные направления развития территории, перечень инвестиционных площадок. Приоритеты инвестиционной политики района согласованы с региональной стратегией долгосрочного развития и стратегией социально-экономического развития Усть-Кубинского муниципального района до 2020 года. Ключевыми направлениями привлечения инвестиций являются проекты, направленные на создание новых производств, модернизацию производства традиционных секторов экономики: промышленности, сельского хозяйства, лесного комплекса, туризма.

 

• Социальная инфраструктура

 

Образование

Стратегической целью развития муниципальной системы образования является обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения качественного образования, экономической эффективности образования, обеспечение социально-правовой защиты детства.

В 2016 году сеть образовательных организаций не изменилась, функционирует 8 учреждений: 4 школы, 3 детских сада и 1 учреждение дополнительного образования.

В школах района на 1 сентября 2016года обучается 702 учеников (в 2015 году – 712). Средняя наполняемость 1 класс-комплекта составляет 14 человек. В Усть-Кубинской школе обучается 532 человека, что составляет 75,8% от общей численности обучающихся района. В школах трудится 90 педагогических работников, из них 56 или 62,2% от общего числа педагогических работников - в Усть-Кубинской школе. Численность школьников в расчете на 1 педагогического работника на 1 сентября 2016 года составляет 8 человек (2014 году – 7 человек).

За 10 лет контингент обучающихся уменьшился на 185 человека или на 20,8%.

На 1 сентября 2016 года контингент обучающихся-воспитанников детских садов и дошкольных групп при школах составлял 356 детей, к концу года количество детей увеличилось до 377, что на 9 человек больше по сравнению с 2015 годом и на 19 - по сравнению с 2014 годом. В декабре 2016 года на базе Троицкого детского сада открыта дополнительная группа для детей младшего дошкольного возраста от 1,5 до 2 лет на 10 мест.

В 2016 году все дошкольные организации района ведут обучение по образовательным программам, соответствующим федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования.

В 2015-2016 учебном году по федеральным государственным образовательным стандартам осуществляется обучение 77% школьников (в 2015 году – 67%). Для организации образовательного процесса в 2016 году приобретено 1761 экземпляров новых учебников на 695,6тыс. рублей (в 2015 году – 2205 на 803,2 тыс. рублей). Обеспеченность школьников бесплатными учебниками составляет 100%.

Выпускники 9 и 11 классов в 2016 году успешно прошли государственную итоговую аттестацию, трое окончили школу с медалью «За особые успехи в учении». 44% выпускников 9-х классов продолжили обучение в 10-х классах Усть-Кубинской школы, выбрав гуманитарный и естественно-научный профили. По результатам среднего балла ЕГЭ район вошёл в десятку лидеров по предметам: биология – 1 место, русский язык – 2 место, химия – 5 место. 87% выпускников 11-х классов района поступили в высшие учебные заведения.

В 2016 году значительно увеличилось количество обучающихся, активно принимающих участие в олимпиадах, конкурсах и соревнованиях различного уровня – 80,5% (в 2015 году – 47,1%, в 2014 году – 45,6%, в 2013 году – 39,8%).

В 2016 году 774 ребенка получили отдых, оздоровление и трудоустройство в период весенних, летних и осенних каникул, в т.ч. 8 обучающихся - во всероссийских центрах «Артек», «Орлёнок», «Смена». На базе образовательных организаций было открыто 13 лагерей с дневным пребыванием, 4 лагеря труда и отдыха и 4 профильных лагеря.

Динамика повышения заработной платы педагогических работников направлена на исполнение майских Указов президента РФ. В 2016 году средняя заработная плата педагогических работников школ составила 27908 рублей, что составляет 110,9% от средней заработной платы по региону; в дошкольном образовании - 21665 рублей и составляет 97,1% от средней заработной платы в общем образовании в регионе; в дополнительном образовании - 20913,5 рублей и составляет 75,4% от средней заработной платы учителей в регионе.

На улучшение материально-технической базы учреждений, подготовку к новому учебному году в 2016 году израсходовано 5,4 млн. рублей, в т.ч. 1,8 млн. рублей - за счёт средств областного бюджета, 1,7 млн. рублей – муниципального бюджета, 1,5 млн. рублей - за счёт средств внебюджетной деятельности.

Самой востребованной услугой является электронный журнал, электронный дневник (предоставление информации о текущей успеваемости). По итогам 1 четверти 2016-2017 года процент заполнения электронного журнала в школах Усть-Кубинского района составлял 99,8%.

В районе наблюдается положительная динамика ежемесячного роста количества заявлений, поданных в электронном виде:

- на зачисление детей в общеобразовательные организации (школы) – 100% в 2016 году (в 2015 году – 27%);

- на постановку в очередь в дошкольные образовательные организации - 73% (в 2015 году – 48%);

- на возмещение компенсации родительской платы за детский сад – 87% (в 2015 году – 7%).

В 2016 году Центр дополнительного образования продолжил участие в реализации проекта «Электронный гражданин Вологодской области». За время работы центра обучение по программе «Электронный гражданин» прошли 369 человек, зарегистрировались на едином портале государственных услуг 829 человек.

Приоритетные задачи деятельности на 2017 год:

• построение эффективной сети учреждений и повышение доступности качественного образования детей в соответствии с региональными и муниципальными планами мероприятий («дорожными картами»);

• развитие у детей потребности к здоровому образу жизни, формирование положительной мотивации к сохранению своего здоровья и пропаганда здорового образа жизни;

 

Здравоохранение

Здравоохранение района представлено Усть-Кубинской ЦРБ, аптекой, тремя частными стоматологическими кабинетами.

Усть-Кубинская ЦРБ - это стационар на 37 коек (терапия - 13, хирургия - 12, неврология - 7, детское - 3, гинекология - 2), поликлиника на 150 посещений в смену, отделение скорой помощи, параклиническое отделение и вспомогательные службы, кроме того, дневной стационар на 10 коек, отделение сестринского ухода в с. Богородское на 20 коек, 2 амбулатории с 5 койками дневного стационара и 13 ФАПов.

В ЦРБ работает 153 человека, в том числе 12 врачей, 68 средних и 17 младших медицинских работников.

Укомплектованность специалистами за 2016 год составила:

- врачи - 53%

- средние медицинские работники - 76%.

В поликлинике ведут прием врачи по 17 специальностям.

В районе проводится активная работа по привлечению молодых специалистов. За последние 4 года в систему здравоохранения района пришли работать 3 врача, которые приняли участие в программе «Земский доктор». Выпускники школ района поступают в высшие и средние учебные заведения. В настоящее время обучаются в вузах 20 человек, 17 из них - по целевому направлению, в колледжах - 7 человек.

За 9 месяцев 2016 года средняя заработная плата работников здравоохранения района составила 19 680 руб.

В 2016 году после ремонта и реконструкции осуществлен перевод бактериологических лабораторий из ветхого здания в помещение бывшего акушерского отделения, старое здание поликлиники выведено из эксплуатации, приобретен новый ультразвуковой диагностический аппарат, который дает возможность расширить структуру проведения медицинских исследований. Для удобства пациентов и персонала кабинет УЗИ переведен на 1 этаж поликлиники.

В 2017 году за счет средств областного бюджета, собственных средств ЦРБ и пожертвований планируется покупка нового фиброгастроскопа.

Показатели работы здравоохранения оцениваются по ряду критериев, одним из которых является смертность населения. В 2016 году отмечено увеличение смертности от новообразований и младенческой.

 

Культура

Отрасль культуры объединяет деятельность по развитию библиотечного, музейного дела, дополнительного образования детей, туризма и организацией культурно – досуговой деятельности на территории Усть – Кубинского района, а также укреплению межрайонных связей в сфере культуры.

В районе статус юридического лица имеют 3 учреждения культуры и искусства: МУК «Усть – Кубинский районный краеведческий музей», МОУ ДО «Усть – Кубинская детская школа искусств», АУ «Центр культуры, библиотечного обслуживания и спорта Усть – Кубинского района».

Заработная плата работников культуры увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 3,6% и составила 18200,00 рублей.

Среднесписочная численность в учреждениях культуры - 42 работника.

Наиболее запоминающимися мероприятиями 2016 года стали: 16-ый областной конкурс по изготовлению весельных лодок; областной фестиваль самодеятельного творчества «Таланты земли вологодской»; областная выставка "Хранители традиций"; премьера спектакля театра «Шутиха» «Марьино поле"; III межрайонный фестиваль творчества ветеранов и ветеранских хоров "Души открытые признания"; праздничное представление «Снимается кино. Приглашаем на кастинг»; спортивно – патриотический праздник, посвященный Дню флага.

Организацией досуга и обеспечением жителей района услугами культуры занимается Усть – Кубинский районный дом культуры совместно с сельскими домами культуры, на базе которых действуют 88 клубных формирований, в формированиях занимаются 1222 человека. В 2016 году проведено 2678 мероприятий. На территории района работает 16 коллективов самодеятельного народного творчества, 4 из них имеют звание «народный самодеятельный коллектив». Информационное продвижение услуг учреждений культуры осуществляется через сайт «АУ «Центр культуры, библиотечного обслуживания и спорта Усть – Кубинского района» и публичную страницу «Новости культуры Усть-Кубинского района» в социальной сети «ВКонтакте», зарегистрировано 1334 пользователя.

Музыкальным и эстетическим воспитанием детей занимается муниципальное учреждение «Усть – Кубинская детская школа искусств», в которой обучается 150 учащихся, из них по классу «фортепиано» – 59 чел., «народные инструменты» – 35 чел., «театральное искусство» – 11 чел., «хореография» - 29 чел., «подготовка к школе» -16 чел.

В 2016-2017 учебном году школа работает по реализации дополнительных общеобразовательных предпрофессиональных программ в области искусств – «Фортепиано», «Народные инструменты» и дополнительных общеразвивающих программ «Гитара» и «Искусство театра», «Хореография» и «Подготовка к школе». На базе школы занимаются детские коллективы - вокальный ансамбль «Матрешечки», вокальный ансамбль «Радужные нотки», хореографический коллектив, театральный коллектив «ХОрошаяКОмпания», который в 2016 году стал дипломантом 3 степени 2 всероссийского конкурса-фестиваля искусств «Рождественские огни» в г. Вологде, лауреатом 1 степени 1 международного фестиваля искусств «Секрет успеха» в г. Великий Новгород. Образцовый детский художественный коллектив - ансамбль народной песни «Задоринки» (2 группы) получил звание дипломанта I степени всероссийского конкурса – фестиваля искусств «Рождественские огни», лауреата 3 степени II всероссийского конкурса-фестиваля искусств «Малиновый звон Пасхи» в г. Вологде, лауреата II степени VI международного конкурса-фестиваля музыкально-художественного творчества «Душа России – Кострома» в г. Костроме.

В 2016 году школа стала лауреатом всероссийского конкурса «Образовательная организация XXI века. Лига лидеров - 2016» в номинации «Лучшая детская школа искусств».

Организацией музейного дела занимается муниципальное учреждение «Усть-Кубинский районный краеведческий музей». Фонд музея составляет 3981 ед. хранения, количество музейных предметов составило 530 ед. Посещаемость музея - 5552 человека. В 2016 году разработаны новые экскурсии: «Музейный дворик», «У наших у ворот хоровод», «Любовь на все времена», интерактивная экскурсионная программа свадебного выкупа «Жениться - не лапоть надеть!».

Организацией библиотечного обслуживания населения, комплектованием фондов занимается районная библиотека им. К.И. Коничева. Общий объём фонда на 1 января 2016 составил 72919 экземпляров. Процент охвата населения района библиотечным обслуживанием составляет 65% . При взаимодействии с Комитетом информационных технологий и телекоммуникаций Вологодской области районная библиотека работает по проекту "Электронный гражданин Вологодской области". Центр общественного доступа на базе районной библиотеки им. К.И. Коничева - в числе победителей по итогам работы в 2015-2016 годах. Для реализации проекта библиотека получила 3 ноутбука, принтер, проектор с экраном.

 

Физическая культура и спорт

В районе работают 2 учреждения физкультурно-спортивной направленности: муниципальное учреждение «Усть-Кубинский центр дополнительного образования» и автономное учреждение «Физкультурно-оздоровительный комплекс».

Численность занимающихся физической культурой и спортом в районе – 1456 чел., проведено 57 спортивно-массовых мероприятий.

В 2016 году наши спортсмены достигли значимых успехов: мужская хоккейная команда «Кубена» заняла 1 место в открытом первенстве г. Вологды по хоккею среди мужских команд 2-й лиги и 1 место в Кубке Федерации хоккея Вологодской области среди команд 2 – й группы.

Сборные команды района, в которых занимаются спортсмены, имеющие ограниченные возможности по здоровью, являются призерами областных соревнований, проводимых Федерацией физической культуры и спорта инвалидов.

Большую популярность у населения района имеют массовое катание на коньках и лыжные прогулки. В 2016 году количество посещений спортивных мероприятий составило 6840 человек.

 

Социальное обеспечение

24 октября 2015 года вступил в силу закон области №3755-ОЗ «О прекращении осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий в сфере социальной защиты населения области и внесении изменений в закон области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной защиты населения».

С 1 января 2016 года бюджетное учреждение социального обслуживания Вологодской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Усть-Кубинского района» стало областным, с 1 марта 2016 года в районе осуществляет свою деятельность филиал КУ ВО «Центр социальных выплат».

Основной задачей БУ СО ВО «КЦСОН Усть-Кубинского района» является повышение качества социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов и других социально-незащищенных категорий населения.

В 2016 году в учреждение обратилось более 3000 человек. Приоритетной формой социального обслуживания является предоставление социальных услуг на дому. За 9 месяцев 2016 года 178 граждан стали получателями социальных услуг на дому.

В отделении стационарного обслуживания проживает 25 граждан пожилого возраста. В учреждении созданы безопасные условия проживания, обеспечивается реализация трудового и творческого потенциала пожилых граждан, что способствует увеличению продолжительности их жизни. Средняя продолжительность жизни за последние 5 лет увеличилась на 2 года и составила 85 лет.

Особое внимание в деятельности учреждения уделяется работе с семьей и детьми.

Год от года увеличивается количество многодетных семей - на 1 октября 2016 года в районе 133 многодетных семьи. С целью поддержки рождаемости третьих и последующих детей установлены дополнительные меры социальной поддержки: единовременные выплаты («областной материнский капитал»), ежемесячные выплаты на детей.

Основные задачи летней кампании 2016 года - получение качественных услуг в оздоровительных лагерях, защита жизни и здоровья детей в каникулярный период. Финансовое обеспечение детской оздоровительной кампании составило 4200,0 тыс. руб.

Целенаправленная профилактическая работа, межведомственное взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних позволила значительно снизить количество семей, находящихся в социально-опасном положении.

Организационно-оптимизационные мероприятия позволяют успешно реализовывать «майские» Указы Президента РФ. Средняя заработная плата социальных работников за 9 мес. 2016 года составила 17673,2 руб.

В целях проявления заботы о старшем поколении, содействия формированию здорового образа жизни и активного долголетия пожилых граждан в 2016 году в районе открыт Центр активного долголетия «Забота». На площадке комплексного центра созданы условия для работы клубов и объединений различной направленности: «Доступный интернет» (обучение компьютерной грамотности граждан пожилого возраста), клуб «ЗОЖ» (приобретение необходимых знаний в области физической культуры, спорта), клуб социального туризма «Людям мудрого возраста» (организация активной досуговой деятельности: экскурсии, походы, фестивали) и многие другие. В Усть-Кубинском районе 2560 граждан получили карту «Забота». Ветераны, многодетные семьи имеют возможность получить скидки на товары первой необходимости в магазинах, аптеках, кафе, на автозаправочных станциях - это ощутимая поддержка для граждан. 6 индивидуальных предпринимателей в Усть-Кубинском районе предоставляют гражданам скидки по карте «Забота».

За 9 мес. 2016 года КУ ВО «Центр социальных выплат» предоставлено 1611 государственных услуг, 58% из них - в электронном виде.

Всего получателей мер социальной поддержки по разным видам назначений и выплат по уровням бюджетов - более 5000 человек. Существенной поддержкой граждан является предоставление ежемесячной денежной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг и предоставление субсидии малообеспеченным гражданам.

Рассмотрено более 400 заявлений граждан, государственная социальная помощь малоимущим семьям оказана на сумму 1 млн. 672 тыс. руб.

В настоящее время на учете в администрации района как органе опеки и попечительства состоит 59 замещающих семей, в которых воспитывается 84 ребенка (на 1 марта 2016 года на учете состояло 60 замещающих семей, в которых воспитывалось 82 ребенка).

В течение года выявлено трое детей, оставшихся без попечения родителей (по решению суда родители лишены родительских прав). Все несовершеннолетние переданы на семейные формы воспитания (двое из них - в семьи родственников).

В 2016 году 12 человек прошли подготовку в «Школе кандидатов в замещающие родители» (занятия проводились специалистами БУ СО Вологодской области «Кадниковский центр помощи семье и детям, оставшимся без попечения родителей, №2»). 6 из них уже приняли на воспитание в свои семьи 9 приемных детей. Четыре кандидата, прошедшие подготовку в прошлые годы, в течение 2016 года приняли на воспитание 6 приемных детей. Таким образом, всего в течение года замещающими семьями принято на воспитание 15 детей.

 

• Инженерная инфраструктура

 

Жилищно–коммунальное хозяйство

Структура предприятий жилищно-коммунального комплекса, оказывающая услуги по энерго-, водо-, газо-, и теплоснабжению жилищного фонда и объектов социальной сферы, на протяжении последних лет существенно не меняется.

Для обеспечения теплом в районе имеется 9 котельных, 2 из них в с. Устье работают на природном газе, задействовано 10,4 км тепловых, 44,6 км уличных водопроводных, 1,455 км уличных канализационных сетей, 52,587 км газопроводов. Основная задача - своевременная замена аварийных и ветхих объектов.

Растет число потребителей природного газа, на 1 января 2012 г. - 1017 абонентов, на 1 января 2013 г. - 1196 абонентов, на 1 января 2014 г. - 1295 абонентов, на 1 января 2015 г. – 1435 абонентов, на 1 октября 2016 г. - 1550 абонентов.

В 86% квартир в с. Устье используется индивидуальное газовое отопление.

12 населенных пунктов с числом жителей 3,5 тыс. человек обеспечиваются питьевой водой через артезианские скважины.

Село Устье с населением более 4 тысяч жителей обеспечивается водой через водозаборный оголовок непосредственно из р. Кубены. Проблемным вопросом остается замена самодельного металлического водозаборного оголовка на станции 1-го подъема водозабора.

Уровень благоустройства многоквартирного жилья с. Устье обеспечен по электроснабжению на 100%, по холодному водоснабжению на 100%, по централизованному теплоснабжению на 11%, вместе с тем ко всем многоквартирным домам подведен природный газ. Мощности двух газовых котельных позволяют подключение жилых многоквартирных домов к центральному отоплению. Уровень благоустройства индивидуального жилищного фонда в с. Устье обеспечен в целом на 65 %, в том числе по электроснабжению на 100%, по холодному водоснабжению на 65 %, с учетом системы водоразборных колонок на 100%. Уровень благоустройства жилья в населенных пунктах района по причине отсутствия природного газа значительно отличается от уровня благоустройства жилья с. Устье.

В с. Устье нет единой централизованной системы канализации. Сети водоотведения, построенные в рамках реализации ДЦП «Вода Вологодчины» на 2011-2020 годы, в с. Устье существуют с ноября 2010 года. Администрацией района введена 1 очередь строительства сетей протяженностью 7850 м, 3 КНС (канализационные насосные станции), 1 ГНС (главная насосная станция) и 1 очередь очистных сооружений канализации мощностью 200 м3 в сутки. В настоящее время очистные сооружения не эксплуатируются по причине невозможности осуществления биологической очистки малых объемов канализационных стоков, требуется подключение многоквартирных домов к системе канализации. Водоотведение от жилых домов обеспечивается локальными септиками.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» за 2009-2016 годы свои жилищные условия улучшили 123 ветерана, в том числе в 2016 году - 1 человек.

Одной из приоритетных задач является расселение граждан из аварийного жилищного фонда. Для участия в областной адресной программе постановлением администрации Усть-Кубинского муниципального района от 5 мая 2014 года № 383 утверждена муниципальная программа «Переселение граждан из ветхого, аварийного жилищного фонда в Усть-Кубинском муниципальном районе на 2014-2016 годы». Усть-Кубинский район участвует во втором (2014-2015 годы) и четвертом этапе (2016-2017 годы) областной программы. Общее финансирование 2 этапа программы составляет 101 110 344,00 руб., в том числе средства Фонда содействия реформированию ЖКХ - 41 137 854,39 руб., средства области - 54701221,70 руб. средства района - 5271267,91 руб.

По второму этапу Программы в Усть-Кубинском районе построены 5 многоквартирных дома, 66 жилых помещений (квартир), расселены 119 человек из 12 аварийных домов.

По 4 этапу Программы в 2016 году на рынке недвижимости приобретены 18 жилых помещений, расселены 44 человека из 6 аварийных домов. Общее финансирование 4 этапа Программы составило 26 695 278,00 руб., в том числе средства

Фонда содействия реформированию ЖКХ - 19 658 573,58 руб., средства области - 5 701 940,52 руб. средства района - 1 334 769,90 руб.

 

Дорожное хозяйство

В 2016 году из дорожного фонда района по программе «Развитие и совершенствование сети автомобильных дорог общего пользования местного значения в Усть-Кубинском муниципальном районе на период 2016-2018 годы» на содержание дорог местного значения в границах района было направлено 2665,606 тыс. руб.

На ремонт дорог в текущем году было заключено 8 муниципальных контрактов и договоров на сумму 3447,398 тыс. руб., из них:

1) на ремонт ул. Береговая в с. Устье протяженностью 0,24 км на сумму 1690,811 тыс. руб.;

2) на ремонт дорог с твердым покрытием в с. Устье (ул. Яковлева, ул. Пролетарская, ул. Советская-Профсоюзная, ул. Октябрьская, ул. Крестьянская, ул. Мелиораторов) протяженностью 2,52 км на сумму 1501,514 тыс. руб.;

3) на проверку достоверности определения сметной стоимости по ремонту автомобильных дорог на сумму 70,183 тыс. руб.;

4) на работы по ремонту тротуара по ул. Октябрьская в с. Устье протяженностью 120 м на сумму 184,890 тыс. руб.

 

Поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы

В рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, в 2016 году двум молодым семьям – участникам программы были предоставлены социальные выплаты на приобретение (строительство) жилья в размере 1328,040 тыс. руб.

 

Имущество и жилищное строительство

В целях эффективного использования муниципального имущества в 2016 году принимаются меры по оптимизации состава имущества муниципальной казны. В рамках плана приватизации за 9 месяцев 2016 года на торгах было реализовано неиспользуемого муниципального имущества на сумму 3413 тыс. рублей. Заключено 3 договора аренды объектов собственности района в рамках осуществления имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства и 1 концессионное соглашение по использованию газовой котельной.

По состоянию на 1 октября 2016 года на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма состоят 167 семей, в том числе в 2016 году принято на учет 10 семей.

С 2015 года и по настоящее время в рамках выполнения программы по переселению из ветхого (аварийного) жилья предоставлено по договорам социального найма 83 квартиры, из них 34 приватизировано. В том числе за 9 месяцев 2016 года предоставлено по договорам социального найма 24 квартиры, из них 11 приватизировано.

В управлении имущественных отношений администрации района, в функции которого входит осуществление контроля за сбором неналоговых платежей, состоит на учете 1681 арендатор 2340 земельных участков, расположенных на территории Усть-Кубинского муниципального района, из них 40 земельных участков находятся в муниципальной собственности района.

По итогам 9 месяцев 2016 года в бюджет района поступило:

- арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, – 1636,1 тыс. руб., в том числе недоимки прошлых лет – 692,8 тыс. руб.;

- арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, – 193,8 тыс. руб.;

- продано земельных участков до разграничения собственности на сумму 1592,2 тыс. руб.;

- продано муниципальных земель на сумму 2215, 8 тыс. руб.

Общая сумма поступлений составила 5637,9 тыс. руб.

За 9 месяцев 2016 года в результате проводимой администрацией района претензионной и исковой работы недоимка по арендной плате снизилась на 21%.

В 1 полугодии 2016 года из 52 направленных претензий удовлетворены 23. Сумма по неудовлетворенным претензиям составила 177, 2 тыс. руб., из 6 направленных в суд исковых заявлений удовлетворены 6 на сумму 523,6 тыс. рублей.

В рамках осуществления муниципального земельного контроля в 2016 году проведено 30 проверок в отношении физических лиц, из них 8 внеплановых. В 23 случаях были выявлены нарушения, связанные с самовольным захватом земельных участков. Материалы нарушений направлены для принятия процессуального решения в органы Росреестра.

Традиционно, исходя из спроса на земельные участки, в районе преобладает индивидуальное жилищное строительство. На 1 января 2016 года на территории района находилось в стадии строительства порядка 400 индивидуальных жилых домов.

За 11 месяцев 2016 года администрацией района подготовлены и выданы застройщикам 61 разрешение на строительство индивидуальных жилых домов, что составляет 77% к уровню 2015 года и 54% к уровню 2014 года, в том числе для граждан, проживающих на территории района, выдано 32 таких разрешения.

По итогам 11 месяцев 2016 года целевой показатель плана ввода жилья, установленный для района Правительством области в 6700 кв.м., выполнен на 74% и составил 4966 кв.м., что в свою очередь составляет всего 64% к аналогичному периоду 2015 года.

В 2016 году введены в эксплуатацию:

- 12-ти квартирный жилой в с. Устье по ул. Коничева, д. 3, застройщик ООО «РемСтройСервис»;

- 2-х квартирный жилой дом в с. Бережное по ул. Профсоюзная, д. 25, застройщик Арсенев П.А;

- 11-ти квартирный жилой в с. Устье по ул. Юбилейная, д. 15, застройщик Берсенев М.Ю.

Своевременная подготовка документов территориального планирования, градостроительного зонирования является одним из важнейших условий устойчивого развития территорий сельских поселений. В 2016 году администрацией района начаты работы по подготовке нового генерального плана и правил землепользования и застройки Высоковского сельского поселения и по подготовке правил землепользования и застройки на часть территории сельского поселения Устьянское, проекта планировки территории площадью 25 га в с. Устье (микрорайон Лесозавод), принято решение о доработке в 2017 году проекта планировки территории площадью 30 га в с. Устье (микрорайон «Данилиха»). Общая сумма расходов на проектирование составит порядка 290 тысяч рублей. В результате появится 130 новых земельных участков усадебной жилой застройки.

Утвержден проект планировки площадью 6,5 га в д. Кузнецово Высоковского сельского поселения.

В 2016 году утверждена документация по планировке территории под размещение следующих линейных объектов:

- газопровод межпоселковый д. Высокое – д. Чернышово – д. Чирково Усть – Кубинского района протяженностью 11,8 км.;

- распределительные газопроводы д. Сверчково Усть – Кубинского района Вологодской области» общей протяженностью 0,65 км.;

- расширение сетей газоснабжения по ул. Ольховая, ул. Полевая, ул. Крестьянская в селе Устье, в д. Шпилиха Усть – Кубинского района Вологодской области» протяженностью 2,8 км.

 

РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Администрации сельских поселений участвует в реализации мероприятий «Грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности» в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». В 2016 году реализованы проекты:

1. «Детская игровая площадка "Счастливое детство" в с.Устье.

2. Создание музея «Под звон коклюшек, нить переплетая, здесь кружевницы создают узор» в с. Заднее.

3. Газоснабжение по ул. Ольховая, Полевая, Крестьянская в с. Устье, д. Шпилиха

4.«Зона отдыха с детской игровой площадкой «Медовая деревня Дешевиха» д. Дешевиха

Проект « Народный бюджет»

В рамках реализации областного проекта «Народный бюджет»:

Сельское поселение Устьянское

В 2016 году администрация поселения заключила соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета на реализацию проекта «Обустройство хоккейного корта с.Устье».

Приобретены материалы для ограждения хоккейного корта (листы монолитного поликарбоната), которые в дальнейшем будет установлены.

Богородское сельское поселение

В 2016 году реализован проект по строительству детской игровой площадки в д. Марковская

 

• Структура местного бюджета.

На протяжении последних лет приоритеты бюджетной политики определялись возможностями доходной части бюджета.

Общий объем доходов бюджета района за 9 месяцев 2016 года в сравнении с 9 месяцами 2012, 2013, 2014 и 2015 годов.

Основным доходным источником бюджета района является налог на доходы физических лиц (НДФЛ).

Укрепление доходной базы бюджета осуществлялось путем реализации Плана мероприятий по укреплению доходного потенциала бюджета района на 2014-2016 годы, утвержденного постановлением администрации района от 29 сентября 2014 № 943.

Общий объем расходов бюджета района за 9 месяцев 2016 года составил 170517,4 тыс. руб. или 68,2 % от годовых бюджетных назначений, 99,1% к уровню 9 месяцев 2012 года.

Бюджет района в период с 2012-го по 2016 год сохраняет социальную направленность. Общий объем расходов на социальную сферу составил:

- за 9 месяцев 2012 года -139549,2;

- за 9 месяцев 2016 года - 106625,0 тыс. руб., что на 23,6% меньше, чем в 2012 году.

Снижение расходов на социальную сферу в 2016 году в сравнении с предыдущими годами связано с изменениями, внесенными в закон Вологодской области от 17 декабря 2007 года № 1718-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной защиты населения области".

Снижение удельного веса расходов в 2016 году на социальную сферу района по отношению к общему объему расходов в сравнении с расходами 2012 года связано с реализацией мероприятий муниципальной программы "Переселение граждан из ветхого, аварийного жилищного фонда в Усть-Кубинском муниципальном районе на 2014-2016 годы"

 

КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РАЙОНА

Основной фактор, ограничивающий развитие района, - сокращение численности населения. Население Усть-Кубинского района ежегодно сокращается, причем, как вследствие естественных факторов, так и ввиду миграционного оттока. Уменьшение численности сельского населения происходит значительными темпами.

Численность населения в трудоспособном возрасте имеет устойчивую тенденцию к снижению. В этой связи происходит рост демографической нагрузки на трудоспособное население пожилыми и детьми. В районе имеется ряд ключевых проблем:

В сфере семьи и активной демографии:

- неправильный образ жизни (гиподинамия, избыточный вес, вредные привычки и др.), способствующий ухудшению репродуктивного здоровья населения.

В сфере охраны здоровья населения области:

- высокий риск возникновения эпидемий и пандемий, массового распространения таких заболеваний, как онкологические, сердечно-сосудистые, эндокринологические, ВИЧ-инфекции, туберкулез, наркомания и алкоголизм;

- недостаточный уровень приверженности населения к соблюдению здорового образа жизни в целом и высокая распространенность поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний (курение, злоупотребление алкоголем, потребление наркотиков, недостаточная двигательная активность, нерациональное несбалансированное питание).

В сфере развития физической культуры и спорт:

- нехватка квалифицированных кадров для развития детско-юношеского спорта и спорта высоких достижений на территории района.

В сфере безопасности проживания и самосохранения населения:

- наличие населенных пунктов вне зон нормативного прибытия пожарных подразделений;

- усиление риска злоупотребления населением, в том числе подростками и молодежью, алкогольной продукцией.

В сфере социальной политики и социального обеспечения:

- риск роста бедности и повышения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума на фоне экономической стагнации;

- усиленное старение населения, сопровождающееся ростом потребности в социальных услугах и социальном обслуживании.

В сфере жилья и создания благоприятных условий проживания:

- значительная доля ветхого и аварийного жилищного фонда в общем объёме жилищного фонда;

- длительный период очередности на получение жилья;

- рост затрат на услуги ЖКХ в структуре доходов населения;

В сфере эффективного трудоустройства и привлечения трудоспособного населения:

- увеличение миграционной убыли населения в трудоспособном возрасте;

- старение кадров;

- увеличение «теневого» рынка труда, высокая доля неформальной занятости и доходов.

В сфере агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов:

- высокая степень износа основных фондов, низкие темпы технической и технологической модернизации отрасли, обусловленные недостаточным притоком инвестиций на развитие отрасли;

- финансовая неустойчивость отрасли, низкая рентабельность сельскохозяйственного производства (без субсидий). Недостаточность оборотных средств и залоговой базы для получения кредитов на развитие товаропроизводителей;

- наличие рисков в отрасли сельского хозяйства, в том числе погодно-климатического характера.

В сфере торговли и потребительского рынка:

- неконкурентоспособный уровень доходов населения, что снижает привлекательность расширения торговых сетей на территории района;

- территориальная близость крупнейших торговых центров Вологды, Сокола, способствующих мобильности и оттоку потенциальных покупателей.

В сфере туризма:

- неразвитость транспортной инфраструктуры (недостаточное развитие придорожного сервиса.);

- сезонность спроса на туристские услуги, предоставляемые в рамках региональных туристских продуктов.

В сфере предпринимательства:

- структура малого бизнеса характеризуется низким уровнем расширения производства – основную долю занимает непроизводственный сектор - торговля и услуги (каждое третье малое предприятие занимается торговлей, около 5% – операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг).

В инвестиционной стратегии:

- дефицит крупных инвестиционных проектов для комплексного развития всех отраслей экономики и социальной сферы.

В сфере культуры и историко-культурного наследия:

- неравномерная обеспеченность жителей разных населенных пунктов района услугами учреждений культуры.

В сфере транспорта и дорожной сети:

- отставание в развитии дорожной сети от потребностей экономики и населения, что выражается в неудовлетворительном транспортно-эксплуатационном состоянии, высокой степени износа и несоответствии современным техническим требованиям существующей сети автомобильных дорог общего пользования;

- недоиспользование потенциальных возможностей внутренних водных путей.

В сфере развития топливно-энергетической инфраструктуры:

- высокий уровень потерь при передаче тепло- и электроэнергии способствует росту стоимости ресурса;

- высокий износ основных фондов в топливно-энергетическом комплексе и недостаточные темпы модернизации существующей инженерной инфраструктуры;

- отсутствие конкуренции на рынке услуг в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В сфере природных ресурсов и минерально-сырьевой базы:

- давность материалов лесоустройства по лесному фонду. Отсутствие обновленной лесоустроительной информации затрудняет определение качественных и количественных характеристик земель лесного фонда и лесных ресурсов;

- отсутствие межевания земель лесного фонда,

- значительные объемы разведанных месторождений торфа на территории района, при этом торфяные месторождения не нашли своего практического применения.

В сфере обеспечения экологического благополучия:

- наибольшему антропогенному воздействию подвержены водные объекты, которые расположены в зоне влияния крупных промышленных городов (Вологда, Сокол), доля загрязненных сточных вод остается высокой;

- только незначительное количество образовавшихся твердых коммунальных отходов подвергается обработке и утилизации (4%), большая часть отходов захоранивается.

В сфере эффективного управления государственным имуществом:

- необходимость актуализации результатов определения кадастровой стоимости земель и объектов капитального строительства.

В сфере обеспечения финансовой устойчивости района:

- нестабильность экономической ситуации приводит к низким темпам роста доходной базы и сокращает возможности бюджета к быстрому снижению долга;

- не в полном объеме созданы условия для мотивации ОМС и подведомственных учреждений к повышению эффективности бюджетных расходов.

 

РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РАЙОНА

Лесные ресурсы. Лесные площади Усть-Кубинского района составляют 168,4 тыс. га – 70 % территории района, из них земли лесного фонда - 152,89 тыс. га. Запасы древесины на корню оцениваются в 25 млн. м³, 57 % их них – хвойные породы.

Земельные ресурсы. Земельный фонд составляет 244 394 га, земли сельскохозяйственного назначения – 51,1 % территории; площади земель запаса составляют 7,8%.

Водные ресурсы. Ключевое значение для района имеют Кубенское озеро и река Кубена как объекты, выполняющие эколого-компенсационные функции, а кроме того, имеющие рыбохозяйственное, рекреационное и транспортно-эксплуатационное значение. Реки Усть-Кубинского района относятся к бассейну р. Северная Двина. Наиболее крупными реками являются Кубена (360 км), Уфтюга (117 км). Большую часть территории занимают озера. Самые крупные - Кубенское (21881,4 га), Токшинское (1140 га) и еще 17 озер площадью более 1 га.

Охотничье-промысловые ресурсы. Район располагает значительными запасами охотничье-промысловых животных. Площадь угодий - 243,3 тыс. га, в том числе закрепленных за охотпользователями - 162,45 тыс. га. Ресурсы промыслово-охотничьих животных составляют: лосей – 1200, медведей – 300, кабанов - 200; бобров - 700 особей.

Минерально-сырьевая база Усть-Кубинского района представлена в основном песчано-гравийным материалом - 3.210 млн. куб. м и песками – 17.410 млн. куб.м. Возможна добыча торфа, запасы которого составляют не менее 40900 тыс. т и сапропеля не менее 353 тыс. т.

 

ЗАДАЧИ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РАЙОНА

В сфере семьи и активной демографии:

- создание условий для сохранения и улучшения репродуктивного здоровья населения, успешной реализации населением репродуктивной функции;

- осуществление и повышение качества поддержки приемных семей. Эффективное сопровождение приемных семей;

- пропаганда традиционных семейно-нравственных ценностей, ориентированных на семью с детьми, и повышение роли семьи и ребенка в обществе;

- раннее выявление жестокого обращения и насилия в отношении ребенка;

- обеспечение профилактики социального и семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации.

В сфере охраны здоровья населения области:

- повышение доступности и обеспечения качества оказания медицинской помощи и услуг населению района;

- обеспечение санитарно-эпидемического благополучия и организация проведения вакцинации населения;

- формирование у населения мотивации к ведению здорового образа жизни, в т.ч. здоровому питанию. Организация пропаганды здорового образа жизни, в т.ч. здорового питания.

В сфере развития физической культуры и спорта:

- пропаганда и повышение мотивации занятий физической культурой и спортом у всех возрастных групп населения;

- обеспечение доступности занятий физической культурой и спортом для всех категорий детей в соответствии с их потребностями и возможностями с ориентацией на формирование ценностей здорового образа жизни;

- предоставление возможности для занятия физической культурой и спортом лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;

- пропаганда и обеспечение реализации всероссийского физкультурно- спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».

В сфере безопасности проживания и самосохранения населения:

- обеспечение основных направлений деятельности в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности на водных объектах;

- повышение информирования и подготовки населения по основам безопасности жизнедеятельности;

- повышение безопасности дорожного движения и сокращение аварийности на дорогах, в том числе за счет реконструкции пешеходных переходов, установки искусственных неровностей, создания тротуаров или расширения проезжей части;

- стимулирование гражданского участия в обеспечении правопорядка, пожарной безопасности, безопасности на водных объектах. Поддержка создания и функционирования общественных объединений по обеспечению безопасности населения;

- предупреждение межнациональных и межконфессиональных конфликтов;

- предупреждение и ликвидация заболеваний животных различной этиологии, обеспечение эпизоотического благополучия животноводства и биологической безопасности пищевой продукции и сырья животного происхождения, защита населения от болезней, общих для человека и животных, в т.ч. бешенства, клещевого энцефалита, боррелиоза.

В сфере социальной политики и социального обеспечения:

- развитие современных форм социального обслуживания;

- оказание социальной поддержки гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе на условиях социального контракта;

- обеспечение социальной защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В сфере жилья и создания благоприятных условий проживания:

- сокращение ветхого и аварийного жилищного фонда;

- обеспечение жильем отдельных категорий граждан (молодые многодетные семьи, отдельные категории молодых специалистов, дети-сироты, отдельные категории специалистов в сельских территориях) путем предоставления государственной поддержки в порядке, установленном федеральным и/или областным законодательством;

- стимулирование ИЖС путем предоставления бесплатных земельных участков;

- повышение качества жилищно-коммунальных услуг и создание условий, стимулирующих снижение их стоимости.

В сфере развития общего и дополнительного образования:

- обеспечение доступности и качества дошкольного образования вне зависимости от места жительства детей;

- удовлетворение потребностей детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании;

- создание в системе общего образования равных возможностей для современного качественного образования и позитивной социализации детей через развитие технологий дистанционного образования для отдельных категорий детей (детей-инвалидов, обучающихся на дому; одаренных детей; обучение детей в малокомплектных школах; детей, получающих дополнительное образование в сфере спорта);

- создание условий для возврата в регион талантливой молодежи по результатам обучения в высших учебных заведениях.

В сфере эффективного трудоустройства и привлечения трудоспособного населения:

- развитие социального партнерства и социальной ответственности на рынке труда;

- совершенствование системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы;

- создание условий для вовлечения в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями и пожилых людей;

- обеспечение трудоустройства и стабильной занятости родителей детей из многодетных семей, в том числе приемных семей;

- стимулирование сокращения неформальной занятости, легализация трудовых отношений.

В сфере агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов:

- стимулирование роста производства и переработки основных видов сельскохозяйственной продукции на территории района (молоко, мясо, картофель).

- стимулирование создания сельскохозяйственных производственных кооперативов;

- проведение рыбохозяйственных исследований водных объектов, пригодных для осуществления аквакультуры;

- развитие и пропаганда здорового питания населения (на основе продуктов питания, производимых в Вологодской области);

- создание условий для подготовки и закрепления работников в организациях агропромышленного комплекса, расположенных в сельской местности.

В сфере торговли и потребительского рынка:

- содействие развитию конкуренции на рынках товаров и услуг, в т.ч. путем устранения барьеров и упрощения процедуры входа на рынок;

- создание благоприятных условий для развития максимального количества форматов розничной торговли как каналов сбыта продукции местных производителей (современные сельскохозяйственные и продовольственные рынки, форматы семейной торговли, специализированные автомагазины, ярмарочная торговля, удаленные форматы торговли и т.д.).

- создание условий для развития и поддержания мобильной торговли в малонаселенных и труднодоступных населенных пунктах.

В сфере туризма:

- приоритетное развитие внутреннего культурно-познавательного, религиозного, событийного, круизного, активного, сельского, охотничье- экологического, лечебно-оздоровительного, спортивного туризма и научной экскурсионной деятельности.

В сфере предпринимательства:

- реализация максимально открытой политики взаимодействия власти и бизнеса по направлениям снижения административных барьеров, налоговой нагрузки, легализации «теневого» сектора предпринимательства, реализации инвестиционной, имущественной и земельной политик;

- приоритетное развитие и поддержка микропредприятий и субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере обрабатывающих производствах, в сфере строительства;

- развитие и поддержка социального предпринимательства. Обеспечение доступа негосударственных компаний к оказанию услуг в социальной сфере;

- расширение и обеспечение доступа субъектов малого и среднего бизнеса к закупкам товаров, работ, услуг для муниципальных нужд;

- вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность, поддержка и пропаганда молодежного предпринимательства.

В сфере развития политического самосознания, гражданской активности и самореализации населения:

- осуществление гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи;

- совершенствование механизмов вовлечения граждан в решение вопросов местного значения. Поддержка инициатив сельских сообществ;

- вовлечение населения в добровольческую (волонтерскую) деятельность, в приоритете развитие добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи, в том числе по антиалкогольному и антинаркотическому направлениям.

В сфере культуры и историко-культурного наследия:

- создание условий для активизации участия жителей района в культурной жизни;

- повышение качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры;

- формирование у населения ответственного отношения к объектам культурного наследия и нетерпимости к вандализму, в т.ч. посредством активной популяризации исторической значимости объектов культурного наследия;

- обеспечение сохранения, эффективного использования и охраны объектов культурного наследия.

В сфере транспорта и дорожной сети:

- повышение качества дорожного строительства, ремонта и обустройства дорог;

- повышению транспортной доступности отдаленных населенных пунктов района сельских поселений.

В сфере развития топливно-энергетической инфраструктуры:

- техническая и технологическая модернизация топливно-энергетического сектора;

- привлечение частных инвестиций в теплоэнергетику, в том числе в рамках государственно-частного партнерства за счет внедрения новой тарифной политики. теплоисточников на местные виды топлива;

- вовлечение в процесс энергосбережения всех социальных слоев населения.

В сфере природных ресурсов и минерально-сырьевой базы:

- участие в комплексной охране лесов, обеспечение пожарной и санитарной безопасности;

- обеспечение населения качественной питьевой водой, в т.ч. за счет защищенных подземных источников водоснабжения в результате поиска, оценки и освоения новых месторождений подземных вод;

- участие в сохранении биологического разнообразия и рациональное использование охотничьих ресурсов; способствующее развитию охотничье- экологического туризма.

В сфере обеспечения экологического благополучия:

- снижение негативного воздействия на атмосферный воздух.

- уменьшение уровня загрязнения водных объектов за счет совершенствования системы очистки сточных вод на предприятиях и в хозяйственном комплексе;

- сокращение объема размещаемых отходов за счет вовлечения образовавшихся отходов в хозяйственный оборот;

- создание комплексной системы по сбору, сортировке и переработке твердых коммунальных отходов;

- достижение качественно нового уровня развития экологической культуры населения, организация и развитие системы экологического образования;

- обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды и экологической обстановке.

В сфере муниципального управления:

- развитие комплексной системы стратегического планирования;

- повышение эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих;

- оптимизация системы организации и численности муниципальных служащих муниципального управления;

- совершенствование системы муниципальных закупок, в т.ч. за счет перевода всех конкурентных закупок в электронную форму;

- повышения уровня доверия населения к органам местного самоуправления.

В сфере эффективного управления государственным имуществом:

- совершенствование системы управления и распоряжения земельно- имущественным комплексом;

- вовлечение в хозяйственный оборот имущества казны;

- осуществление работы по оптимизации состава имущества, находящегося в собственности района, в целях исключения несвойственных функций ОМС и сокращения неэффективных расходов районного бюджета, в т.ч. путем приватизации и передачи имущества на иной уровень собственности.

В сфере обеспечения финансовой устойчивости района:

- обеспечение устойчивого роста доходной базы бюджета;

- совершенствование системы внутреннего финансового контроля;

- совершенствование системы контроля за использованием бюджетных ассигнований;

- повышение эффективности реализации муниципальных программ;

- повышение доли инвестиционных затрат в структуре консолидированного бюджета и переход на модель бюджета развития;

- повышение эффективности межбюджетных отношений области и муниципальных образований, создание условий для устойчивого исполнения местных бюджетов.

 

• Повышение инвестиционной привлекательности

Для повышения инвестиционной привлекательности района работа администрации района в 2016 была направлена на создание максимально комфортных условий ведения бизнеса, формирование эффективной системы привлечения инвестиций и сопровождения инвестиционных проектов. На территории района реализуются следующие инвестиционные проекты:

 ООО «Вологодская ягода», строительство комбината по заморозке и хранению ягод и грибов.

 Глава КФХ Плешков А. Ю., строительство овчарни на 190 голов.

 ИП Ганичев В.Л., строительство станции технического обслуживания

 

• Наращивание собственной доходной базы местного бюджета

Основной задачей органов местного самоуправления является обеспечение финансовой устойчивости и стабильности доходной базы бюджета, укрепление и наращивание налогового потенциала.

Важнейшим направлением развития доходной базы района является расширение и легализация бизнеса, создание новых рабочих мест.

 

• Повышение доступности и открытости деятельности Главы района

Оценка населением деятельности органов местного самоуправления складывается из основных факторов:

- качество оказываемых муниципальных и государственных услуг;

- оперативное рассмотрение обращений граждан;

- степень открытости власти.

На официальном сайте Усть-Кубинского муниципального района http://www.kubena35.ru создана страница с отчетом о деятельности Главы района, регулярно обновляется информация. Общественность имеет возможность прокомментировать любую новость либо задать вопрос Главе района. Глава района регулярно проводит встречи с населением, которые освещаются на официальном сайте Усть-Кубинского муниципального района и на страницах районной газеты «Северная новь».

В Усть-Кубинском муниципальном районе создан и работает Общественный совет, который обеспечивает взаимодействие населения района с органами местного самоуправления, общественными объединениями.

За 9 месяцев 2016 года в администрацию района поступило 676 обращений граждан, на личном приеме Главы района побывало 82 человека.

Наибольшее количество вопросов поступает по разделам «Экономика», «Жилищно-коммунальная сфера», «Социальная сфера».

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РАЙОНА

в 3-летней перспективе

- отношение числа родившихся к числу умерших – 70%;

- Темп роста числа родившихся к уровню предыдущего года - 110%

- Темп снижения числа умерших к уровню предыдущего года – 85%

- Уровень зарегистрированной безработицы – 1,0%

- Среднемесячная заработная плата - 25555 рублей

- Реальная заработная плата к уровню предыдущего года - 101%

- Задолженность по заработной плате – 0 рублей

- Удельный вес прибыльных организаций, к общему количеству организаций - 20%

- Ввод жилых домов к уровню предыдущего года - 90%

- Ввод жилых домов на 1000 жителей - 500 кв. м

- Оборот розничной торговли на 1 жителя - 74100 рублей

- Объем платных услуг на 1 жителя - 14100 рублей

- Количество индивидуальных предпринимателей на 1000 жителей - 20

- Количество индивидуальных предпринимателей к уровню предыдущего года - 105%

- Поступление собственных доходов в бюджет на 1 жителя - 7500 рублей

- Поступление собственных доходов бюджет к уровню предыдущего года - 105%.